СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
Для
пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным
концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. Вчера он
ещё был маленьким, а завтра будет солидным пятиклассником. В пятом
классе ребенка ждет новая взрослая жизнь, новая система обучения:
классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые
дисциплины в разных кабинетах. Одни
пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в
учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и
адаптация у них затягивается. Успешность
адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной
готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения
и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила,
ориентироваться в новых ситуациях. В
такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин,
становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как
результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся
забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей: - возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки: - Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Все
переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть,
поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к
ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Причины психологических трудностей: - Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
- Повышение уровня тревожности самого ребенка.
- Зависимость
степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые
предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
- Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
- Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
- Состояние
его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в
организме и психологическим климатом в классном коллективе.
- Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Для
того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с
какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в
теперешней ситуации. Помощь
родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке
домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки
самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко
возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить
внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной
степени связано с особенностями адаптационного периода.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - Первое
условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может
столкнуться.
- Обязательное
проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится
ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со
своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников).
- Учет
темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым
условиям.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный
педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого
поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг
опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к
самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время
адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила
ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ ПЯТИКЛАССНИКУ: - Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
- Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Рекомендуемая литература: - Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком. М., 2000.
- Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
- Соcова Н.Л. В пятый раз - в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. СПб., 2001.
- Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. Вопросы психологии, 1998, № 3.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Е.Г. Коблик, Первый раз в пятый класс, программа адаптации детей к средней школе, М.: 2003, Генезис.
- . Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — №4.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.
- Овчарова
Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное пособие для
студентов вузов и практических работников. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Основи практичної психології / В.Панок, Т.Титаренко, Н.Чепелєва та ін.: Підручник. — К.: Либідь, 2003.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.
- Психологическая
профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.
Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред.
Л.П.Пономаренко. — Одесса: Астро Принт, 2004.
- Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987.
|