Уважаемые родители!
Ваш ребенок стал учеником 5 класса. Как
сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут
встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было
поменьше, – на эти вопросы и на многие другие вам помогут ответить
рекомендациями специалистов Филадельфийского детского центра по
обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка»
(Эмоциональное здоровье вашего ребенка. Пер. с англ. М., 1966, с.
260—262).
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не
ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день
в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и
внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные
имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в
дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме
того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах
в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без
колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о
школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой,
или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет
особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего
ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с
учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы
улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают
серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их,
даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы
можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между
преданностью вам и уважением к своему учителю.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш
ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а
неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо,
проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники
по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все
хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном
выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько
возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на
полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на
полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к
эмоциональным проблемам.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам
необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть
уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях.
Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом
и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы
узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь
информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах,
установленных в школе и классе, различных возможностях обучения,
предоставляемых школой вашему ребенку.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите
вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние
задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок.
Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению.
Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у
ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако
если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними
заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте
их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните,
что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между
его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь
ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив
книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к
играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите
любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в
школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать
необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое
количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие
события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание
каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую,
могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой
возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в
домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни
вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
|