«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый
мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и
словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели
за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о
ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже
поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий
горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем
больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне
открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я
достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого
человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все
считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен
понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.
Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от
друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций
взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей
и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права,
имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой
психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый —
друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои
способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.
Наличие взрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильного
формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность
во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то
других сферах общения — ведь он ищет такого друга! А где он его найдет, кем
тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков
микроклимат отношений, окружающий подростка.
Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них
должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может
быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в домашних
делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или
разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством,
совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в
конструировании, лепке — это далеко не полный перечень тех сфер, в которых
взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно
совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний,
чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и
духовную близость.
В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или
дочери, и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный
духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и
заботливому отношению к людям.
Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и
должен быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть
такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего
рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и
помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной
формой поведения подростка.
Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении,
освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая,
как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение
к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен
иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав.
Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может
участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах
о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он
заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об
этом!». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и
готов активно отстаивать свое главное право — право на уважение.
В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру
человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на
вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими
поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на
что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам
взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему
проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое.
Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом
они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в
своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не
пострадает.
Подростки задают взрослым множество вопросов, многим хотят с ними поделиться.
Равнодушие взрослых для них мучительно. Родители должны проявлять постоянный
интерес к учебе подростка, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в
то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах. Отсутствие
взаимного доверия не только обижает подростка, но и наносит значительный
ущерб его общему, духовному развитию.
Когда подросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет»,
не ссылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка
поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять.
Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными
мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи.
Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который
поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими
взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо
серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно.
Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования
самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и
возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству,
то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию
пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.
Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его
переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если
он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку,
должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий,
средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой,
предложенной А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и
как можно больше уважения к нему».
Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и
подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.
Помочь подростку взрослеть — это значит заботиться о гармоничном развитии его
личности: формировать его познавательные интересы, развивать способности,
воспитывать нравственные качества, развивать физически.
|