Тренинг родительской эффективности
Многочисленные психологические исследования подтвердили, что
«проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда
результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли
к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно
запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек
воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит
наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих
детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Каждому родителю нужно научится:
-
безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть
-
узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его использовании
-
конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе стороны)
-
применять «активное слушание»
-
избегать автоматических реакций
-
доносить до ребенка свои эмоции и переживания
-
создавать правила таким образом, чтобы ребенок им следовал
-
создавать сокровищницу самооценки своего ребенка
-
контролировать негативные эмоции
Что следует знать каждому родителю?!
9 золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):
Правило 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит
помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в
порядке! Ты, конечно справишься!»
Правило 2
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
-
Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
-
По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями
своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет
взрослеть и становиться «сознательным».
Правило 5
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило 6
Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правило 7
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо
этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило 8
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Правило 9
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):
-
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
-
Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
-
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
-
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
-
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.
-
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и
окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или
чувство самоценности.
-
Безусловно принимать его.
-
Активно слушать его переживания, и потребности.
-
Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
-
Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
-
Помогать, когда просит.
-
Поддерживать успехи.
-
Делиться своими чувствами (значит доверять).
-
Конструктивно разрешать конфликты.
-
Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне
хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне
нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...)
вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой
хороший.
-
Обнимать не менее 4 х, а лучше по 8 раз в день.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала
обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия
совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего
самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не
только ребенку, но и взрослому.
|